В силу п.15 ч.1 ст. 26 Закона 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том случае, если в представленных документах отсутствует подтверждение наличия в случаях, предусмотренных федеральным законом, согласия на совершение сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения или обременения права, третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, если из федерального следует, что такая сделка ничтожна. При этом в силу п.4 ч.3 ст. 9, ч.5 ст. 38 Закона 218-ФЗ, если сделка не является ничтожной и на совершение сделки на основании федерального закона требуется согласие, в ЕГРН вносится отметка о том, что сделка совершена без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа, в случае если на государственную регистрацию не представлено такое согласие, соответственно, вопрос о наличии или отсутствии такого согласия государственным регистратором прав не выясняется.
В соответствии со ст. 35 СК РФ для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки. Для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки. Руководствуясь позицией Верховного Суда РФ, высказанной в определениях от 13.10.2015 № 55-КГ15-5, от 24.11.2015 № 18-КГ15-23, положения ст. 35 СК РФ не регулируют отношения между иными участниками гражданского оборота, к которым так же относятся бывшие супруги. С момента расторжения брака бывшие супруги приобретают статус участников совместной собственности, регламентация которой осуществляется ГК РФ, в частности ст. 253, которая устанавливает презумпцию согласия участников общей совместной собственности на распоряжение общим имуществом и не предусматривает необходимости получения нотариально удостоверенного согласия иных участников общей совместной собственности при совершении соответствующей сделки кем-либо из участников. Таким образом, непредставление для государственной регистрации прав согласия третьих лиц на совершение сделки в случаях, когда его отсутствие не влечет ничтожность такой сделки, не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Врио заместителя начальника межмуниципального отдел по Белоглинскому и Новопокровскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю С.Н. Кузема